О творчестве массаж каждый деньа
Трудно, вероятно, найти человека, сознательно посвятившего себя массаж каждый деньской профессии и не готового работать творчески. Но чтобы включиться в творчество, знания только «массаж каждый деньской» теории недостаточно. И это естественно. Ведь это все равно, что человеку, прослушавшему курс, скажем, теории музыки, любящему это искусство, предлагают играть, а он не знает, как это делать. Необходимо помочь массаж каждый деньу разобраться в механизмах массаж каждый деньского творчества, осознать его источники и движущие силы. При всей индивидуальности, неповторимости деятельности каждого наставника массаж каждый деньское творчество во многих аспектах согласуется со своими нормативами, протекает по своим законам. Сама природа творческого массаж каждый деньского труда характеризуется целым рядом параметров, что отнюдь не исключает их эвристического начала. Но их надо знать. Без этого результаты массаж каждый деньского творчества не будут достаточно эффективными; так же как нельзя слагать стихи, не зная ничего о рифмах, размерах и т. п.
Выделим ряд нормативно – эвристических показателей творческой деятельности, которые характерны для массаж каждый деньского труда.
Прежде всего это осознание себя как творца в учебно-тренировочном процессе, что проявляется в составлении различных тренировочных программ. Важно оценить свою профессиональную пригодность, свою расположенность к массаж каждый деньской деятельности. Пути здесь самые разные.
Определите, есть ли у вас склонность к работе в системе «человек – человек». В этом может помочь тест Е. А. Климова. Ответить на вопросы надо сразу, не затягивая обдумывание.
1. Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый в общении (в ответ на критику, замечания)?
2. У вас долго сохраняется в душе осадок досады, радости, печали от разного рода переживаний, возникающих в общении?
3. У вас часто бывают подъемы и спады в настроении?
4. Вы тяжело и долго переживаете критику в своей адрес?
5. Вас сильно утомляет шумная, веселая компания?
6. Вы заметно испытываете затруднения, стесняетесь, когда приходится знакомиться с новыми людьми?
7. Вам легче и приятнее узнать о чем-то из книги, чем спросить об этом у других?
8. Вы часто испытываете желание отдохнуть в одиночестве, побыть в тишине?
9. Вы долго подыскиваете нужные слова, когда вам приходится разговаривать?
10. Вы предпочитаете узкий круг постоянных знакомых широкому кругу новых знакомств?
Если на большинство вопросов вы ответите утвердительно, то, вероятно, в массаж каждый деньской деятельности вам будет непросто. Вам предстоит значительная работа по профессионально-личностному самовоспитанию.
Важно осознать сущность, значение и задачи собственной деятельности, уметь постоянно соотносить текущие массаж каждый деньские задачи с перспективным планированием. Если этого нет, то массаж каждый день может быть хорошим (точнее – приличным) исполнителем, но вряд ли поднимется до уровня творчества. А творчество предполагает высокий уровень самостоятельности во всех аспектах деятельности – от постановки цели до оценки результатов. Творчество невозможно без осознания массаж каждый деньом собственной индивидуальности. Только при этом можно добиться единства массаж каждый деньского приема и личностных качеств массаж каждый деньа, только тогда массаж каждый деньское воздействие будет «вырастать из личности массаж каждый деньа».
Познать себя в массаж каждый деньской деятельности – значит сделать освоенную теорию и опыт других работающим достоянием собственной личности. Казалось бы, смешно говорить, что нужно осваивать что-то, составляющее часть себя самого. Но очень часто массаж каждый день не может эффективно распорядиться своими возможностями, так как, действительно, не знает их. Копирование же образцов – всегда важная часть ученичества, но не самостоятельного творчества. Именно поэтому хочется предостеречь от слепого (да и «зрячего») копирования приемов или методов и действий самых авторитетных массаж каждый деньов. И особенно плохо копировать систему их деятельности в целом: результат может быть совершенно непредсказуемым. Когда массаж каждый день лишь сообщает воспитанникам какую-то информацию, но не руководит ее усвоением – творчества нет.
Первый уровень творчества – это взаимодействие с группой спортсменов. Массаж каждый день использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но действует он «по методике», «по шаблону», по опыту других массаж каждый деньов.
Второй уровень – оптимизация деятельности на тренировочном занятии, начиная с планирования. Творчество состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известных массаж каждый деньу содержания, методов и форм тренировки.
Третий уровень – эвристический. Массаж каждый день использует творческие возможности общения с воспитанниками. Самый высокий уровень творчества массаж каждый деньа характеризуется его полной самостоятельностью: он может использовать готовые приемы, но вкладывает в них свое личностное начало, отбирая лишь соответствующие его творческой индивидуальности.
Массаж каждый деньская деятельность при всей ее ситуативной неповторимости, индивидуальности, наличии большого числа импровизационных моментов все-таки выступает как процесс планируемый. Практически любой массаж каждый день в той или иной степени планирует свою работу. Особенно важна общая творческая цель плана, которую ставит перед собой массаж каждый день. Специалисты выделяют в планировании массаж каждый деньа в основном два направления: текущее и перспективное. Движение от текущего планирования к перспективному выступает как главный рычаг творческого процесса. Манящая перспективность привлекает массаж каждый деньа и спортсмена, заставляет искать наиболее удачные и интересные пути движения к ней, а следовательно, стимулирует общую поисковую направленность тренировочного процесса, придает ему ярко выраженный творческий характер. Если такой отдаленной и влекущей перспективы нет, то творческая деятельность теряет стимул. Спланировать общую отдаленную манящую цель деятельности – значит настроить себя на продуктивное творчество. Порой в массаж каждый деньских коллективах, когда старший массаж каждый день анализирует индивидуально-тренировочные планы спортсменов, представленные начинающими массаж каждый деньами, часто высказываются критические суждения по поводу завышения массаж каждый деньских целей: «Не на российские ли рекорды нацелили своих воспитанников, дорогой коллега? На первый случай хотя бы побейте рекорды спортивной школы». Это неизбежно приземляет творческий поиск, снижает творческий настрой молодого массаж каждый деньа. Ведь для того, чтобы поставить перед собой конкретные, сегодняшние, практические, относительно легко достижимые цели, на которые его нередко весьма доброжелательно ориентируют более опытные коллеги, молодой массаж каждый день должен определить для себя главную творческую цель, которую К. С. Станиславский назвал сверхзадачей творчества. Такая цель при общем планировании крайне необходима, она как бы раздвигает перед наставником массаж каждый деньский горизонт. Конкретные, ближайшие цели и дела всегда должны соотноситься с главной задачей массаж каждый деньского творчества; при этом они приобретут не только частное, но и общее смысловое значение.
Рассмотрим два таких важных компонента массаж каждый деньской деятельности, как планирование индивидуально-тренировочного процесса спортсменов и создание конспекта тренировочного занятия. Если у массаж каждый деньа есть главная, дорогая ему цель массаж каждый деньского творчества, то процесс создания этих планов будет тоже творческим.
Мной было проанализировано боле ста индивидуально-тренировочных планов спортсменов, составленных массаж каждый деньами, обучающимися на факультете повышения квалификации, и проведено собеседование с этими наставниками. План беседы был таков:
1. Почему вы составили именно такой план?
2. Как вы считаете, ваш индивидуально-тренировочный план применим для другой группы спортсменов? Если «да», то можно ли считать, что эти две группы одинаковы?
3. Что вас больше всего волновало как массаж каждый деньа, когда вы составляли индивидуально-тренировочные планы, какие у вас были личные творческие идеи?
4. Как относятся к данным планам ваши спортсмены?
5. В какой мере вы реализуете индивидуально-тренировочные планы, составленные вами?
6. Как вы думаете, можно было изменить ваши индивидуально-тренировочные планы и необходимыми они именно в данный период?
К сожалению, результаты собеседования, в основном, были неутешительными. Прежде всего потому, что для многих массаж каждый деньов планы оказались явно формальными, хотя по инструкции и необходимыми, документами. Они не были документами творческими, не были рассчитаны на отдельную перспективу. Не было вдохновляющей массаж каждый деньской цели. Беда и в том, что именно формальная отписка нередко устраивает руководство спортивной школы, поскольку она соответствует общему стандарту. А массаж каждый деньы, готовящие нестандартные планы, часто испытывали различные неприятности. Пострадал и автор, когда отказался использовать идею периодизации в подготовке бегунов на выносливость, заявив, что она сдерживает рост спортивных результатов отечественных спортсменов. Я отказался от традиционного планирования, принятого в сборной команде страны в беге на выносливость в 70—80-ые годы. Но кто и в каком документе сказал, что индивидуально-тренировочные планы для спортсменов одной и той же квалификации должны быть одинаковыми? Нет, они должны быть именно разными, творческими. Смешно требовать, чтобы у разных писателей были одинаковые планы творчества, это никому и в голову не придет. А вот от массаж каждый деньов, к сожалению, стандарта нередко требуют, тем самым, насаждая штамп и формализм. Сейчас положение заметно меняется к лучшему. Право массаж каждый деньа на творчество не только не оспаривается, но и подчеркивается. Хотелось бы думать, что естественная. инерция прошлого не потребует чрезмерного времени для ее преодоления.
Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации. А мотивация рождается и поддерживается захватившей массаж каждый деньа идеей. Своя творческая идея рождается на основе опыта и собственного социального положения. Творчески работающий массаж каждый день отличается и тем, что, используя методические разработки и рекомендации, аккумулируя опыт коллег, он не просто «приживляет» их к своей массаж каждый деньской почве, а, пропускает через свое творчество, делает для себя этот опыт как бы заново обретенным. Иначе говоря, чужой опыт становится достоянием массаж каждый деньских исканий не при простом механическом переносе, а как часть системы собственных массаж каждый деньских идей. Если таких идей нет, – тренировочный план мертв и никогда не оживет на самом тренировочном занятии.
У тех, кто работает с квалифицированными спортсменами, на памяти немного случаев, когда отличный и методически выверенный тренировочный план превращался в плохую тренировку. Почему? Причин может быть много. Но главная в том, что составленный тренировочный план не был подкреплен личным массаж каждый деньским исканием, собственным массаж каждый деньским взглядом на методику тренировки и на спортсменов. Считаю, что когда-нибудь массаж каждый деньские изобретения (т. е. их тренировочные системы) встанут вровень со всеми прочими, и на них тоже будут давать патенты. Подумайте над этим и попытайтесь проанализировать себя по следующей программе.
1. Есть ли массаж каждый деньские проблемы, которые вас постоянно волнуют или, как правило, вы работаете на основе существующих принципов?
2. Имеются ли у вас массаж каждый деньские идеи, усвоенные из специальной литературы, выведенные из личного опыта или опыта коллег, которые вы стремитесь положить в основу своей деятельности?
3. Есть ли у вас потребность и необходимость систематически размышлять над собственными массаж каждый деньскими идеями?
4. Если ваши массаж каждый деньские идеи не принимаются администрацией, готовы ли вы защищать их или к критике отнесетесь безразлично и перейдете к тем способам деятельности, которые предлагаются администрацией?
5. Можете ли вы считать, что ваши массаж каждый деньские идеи не стоят на месте и развиваются?
6. Доставляет ли вам удовольствие излагать собственные массаж каждый деньские идеи коллегам и убеждать их в плодотворности вашего подхода?
Если на все вопросы вы отвечаете утвердительно, то собственные массаж каждый деньские взгляды, личное массаж каждый деньское видение у вас есть. А тем, у кого его еще нет, рекомендую осмыслить свой массаж каждый деньский взгляд на учебно-тренировочный процесс, проверить его на практике, обсудить с коллегами, попытаться найти ему аналогию в специальной теоретической литературе. Без четких массаж каждый деньских убеждений невозможно массаж каждый деньское творчество, поскольку оно строится на продуманной массаж каждый деньской идее.
Подлинное творчество рождается только в благоприятной психологической атмосфере. Перефразируя слова К. С. Станиславского, скажу, что надо любить не себя в массаж каждый деньском творчестве, а массаж каждый деньское творчество в себе.
Понаблюдайте за собой.
1. Интересуетесь ли вы особенностями творческой деятельности своих коллег?
2. Стремитесь ли разобраться в особенностях их массаж каждый деньских подходов или всегда отстаиваете собственный взгляд?
3. Есть ли у вас желание поддержать коллегу по работе, разделить его радость от хорошего массаж каждый деньского занятия?
4. Возникает ли у вас потребность поделиться с коллегами собственным массаж каждый деньским замыслом или находкой?
5. Стремитесь ли вы пересмотреть собственные позиции, если коллеги предлагают вам это?
Коллективное творчество, особенно в практической массаж каждый деньской деятельности, – дело сложное. Можно определить несколько типов моделей творческого поведения массаж каждый деньа в коллективе, типов массаж каждый деньского творчества.
Модель первая – «Энтузиаст». Массаж каждый день такого типа, прежде всего, увлечен своей деятельностью. Не знает ни начала, ни конца своего рабочего дня. Он буквально захвачен своим поиском и увлекает им спортсменов. Сила влияния его энтузиазма и подвижничества весьма значительна. Ярким примером такого типа творчества можно считать П. Гойхмана – белорусского массаж каждый деньа по прыжкам в высоту (его воспитанник Ю. Тармак – олимпийский чемпион, призерами страны и Европы были и другие ученики). Вокруг П. Гойхмана не гремели такие «восторги», как вокруг известного массаж каждый деньа по прыжкам в высоту В. Дьячкова, но работа его весьма интересна. Следует знать о таких массаж каждый деньах, использовать находки этих творческих тружеников.
Модель вторая – «Новатор». К такому типу творческой личности в первую очередь надо отнести В. И. Алексеева (легкая атлетика) и Ю. Э. Штукмана (спортивная гимнастика).
В. И. Алексеев применял теорию и методику тренировки, еще не известные во многих официальных центрах спортивной науки в нашей стране и за рубежом. Например, круговой метод тренировки он применял еще до войны, в 40-е доказал возможность использования значительных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок при работе с детьми, определил роль общеразвивающих и специальных упражнений в совершенствовании спортивного мастерства. Характер первопроходца особенно ярко проявился в поисках новых средств подготовки спортсмена и в разработке новых вариантов техники: оригинальный способ кругового маха, используя который его ученик А. Барышников побил мировой рекорд в толкании ядра, был изобретен Виктором Ильичем еще в 1945 г., когда этим способом он обучал Ю. Лукьянова метать гранату.
Ю. Э. Штукман неизменно стремился к новизне, изобретал совершенно неожиданные элементы, связки, комбинации, придумывал для каждой гимнастки «изюминки», которые выявляли ее индивидуальность и одновременно служили визитной карточкой воронежской «штукманской» школы. В период однообразной, подчеркнуто силовой (даже у женщин) гимнастики Юрий Эдуардович уделял огромное внимание пластике, хореографии и заботился о чистоте и выразительности буквально каждого движения. Он не уставал напоминать, что неряшливая, торопливая, «грязная» работа на помосте – недостойное дело. Когда трюк делается только для того, чтобы вызвать оторопь у зрителя, то получается балаган, а не гимнастика. Гимнастика отличается от балагана как раз безукоризненной культурой исполнения.
Эти массаж каждый деньы (в отличие от многих других) никогда не делали из своей работы тайны, не причисляли себя к сонму «посвященных». Напротив, охотно делились всем, что знали, с начинающими коллегами и со своими учениками. Наверное, вовсе не случайно из школы В. И. Алексеева и из школы Ю. Э. Штукмана наряду с великолепными спортсменами вышли замечательные спортивные наставники: Ю. Лукьянов, Е. Лутковский, С. Фельдман, П. Корчагин, Г. Коршунов, В. Растороцкий и еще целая плеяда массаж каждый деньов, работающих сейчас в разных концах России.
Модель третья – личности массаж каждый деньа «Исследователь». Исследователь склонен к постоянному изучению, анализу факторов массаж каждый деньской деятельности. Он многократно проверяет себя, создает свои варианты решения проблем. В результате, когда он начинает говорить о своих идеях, они выступают уже не просто как гипотеза, интересная находка, прием, оригинальное решение, а как сложившиеся массаж каждый деньские принципы, за которыми стоит длительный исследовательский поиск. К таким массаж каждый деньам относится, например, Д. Каунсилмен, американский массаж каждый день по плаванию. Когда читаешь его книги, в которых автор описывает собственный опыт работы, отчетливо ощущаешь научно-исследовательское начало. Методические приемы, предлагаемые Д. Каунсилменом, выступают как результат его изысканий, проверенных практикой массаж каждый деньской работы, которую он ведет именно как исследователь. Массаж каждый день – исследователь способен, как правило, позитивно влиять на массаж каждый деньский коллектив. Его деятельность побуждает коллег к осмыслению их собственного опыта.
В реальной массаж каждый деньской деятельности моделей творчества значительно больше. В вашу собственной лаборатории массаж каждый деньского творчества, где важны самопознание, самовоспитание, самореализация, следует подумать над следующими вопросами, проанализировать себя.
1. Опираетесь ли вы в своей деятельности на психолого-массаж каждый деньскую теорию или просто действуете на уровне здравого смысла, методических рекомендаций и опыта коллег? Если научные психолого-массаж каждый деньские знания используются вами недостаточно, постарайтесь избавиться от этого, скажу прямо, серьезного упущения. Стремитесь решения в своей массаж каждый деньской практике соотносить с исходными теоретическими посылками. Вначале это будет трудно, может даже казаться лишним, но в конечном счете реально поможет вам находить правильные и интересные решения и станет вашей потребностью. Очень рекомендую объединиться в этой работе с кем-нибудь из коллег.
2. Как вы считаете, есть ли у вас собственные массаж каждый деньские идеи, концепции, которые для вас важны и на которые вы опираетесь в повседневной работе? Если обнаружите, что таких четких представлений о массаж каждый деньском процессе пока нет, стремитесь их постоянно формировать, привлекая для этого и своих коллег по работе.
3. Считаете ли вы, что текущее массаж каждый деньское планирование носит творческий характер? Чаще задавайте себе вопрос, почему вы поступили именно так, а не иначе, чем вызвано именно такое решение в вашей практике? Это развивает творческое массаж каждый деньское мышление.
4. В какой мере ваша творческая деятельность предполагает реальное сотворчество воспитанника, его познавательную активность? Стремитесь расширять круг творческих заданий спортсменам. В сущности, любое задание должно быть творческим. Если ваша задача ориентирует только на воспроизводящую деятельность, меняйте ее, придавайте ей творческую направленность. Ваша деятельность должна обеспечивать творческую деятельность группы и возможности для творческого самовыражения каждого спортсмена. Если вы составили план тренировки, проверьте, какие конкретные физические качества (сила, выносливость, быстрота и т. д.) отдельных спортсменов могут раскрыться и какие методы тренировки, используемые вами, обеспечат это. Если возникают несоответствия плана задачам тренировки, меняйте его, усиливайте удельный вес научного подхода. Поставьте перед собой цель – обеспечить физическое и творческое развитие на ваших тренировочных занятиях каждого спортсмена. Создавайте индивидуальные программы тренировки для каждого спортсмена, тогда вся палитра ваших массаж каждый деньских усилий приобретет для него личностно значимый смысл.
5. Проанализируйте в какой мере и по каким параметрам ваше массаж каждый деньское творчество согласуется с деятельностью коллег, стилем их работы? Стремитесь находить общее в работе с коллегами (спортивной школы, кафедры института), нивелируя вашу творческую индивидуальность, помогайте создать массаж каждый деньский ансамбль единомышленников.
К. С. Станиславский писал: «Когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств, – следите внимательно за этими поступками и изучайте обстоятельства, сопоставляйте те и другие, спрашивайте себя: «Почему человек поступил так или иначе? Что у него в мыслях?» Выводите из всего этого соответствующие заключения, определите ваше отношение к наблюдаемому объекту и с помощью всей этой работы старайтесь понять склад его души.